Руководители компаний, предприниматели и специалисты по персоналу, принимая на работу специалиста по маркетингу и рекламе, ставят своему сотруднику конкретные задачи и дают широкий фронт для самореализации.
Порой эти задачи и работы прописываются в должностных инструкциях.
Практика показывает, что этого все равно недостаточно. Есть еще моменты, которыми приходится столкнуться в ходе работы, так называемые «недолжностные инструкции»:
- Объяснять чем ты занимаешься. Как правило, задачи маркетолога и рекламиста понимают топ-менеджеры, остальные специалисты на предприятии слабо понимают твои задачи и зовут тебя просто «рекламщик, делает рекламу». Бухгалтер, который помогает проводить счета и контролирует твой документооборот, технолог, разрабатывающий новую продукцию и отвечающий за базовое качество товара, специалист по безопасности, который читает предмет договора и суммы в твоих договорах. Чем четче им объяснить, что ты делаешь, тем больше шансов на помощь с их стороны, тем меньше волокиты при согласовании тех или иных работ.
- Уметь работать с документами. Бумаги – это, в чем можно «утонуть», превратившись из креативного и красивого маркетолога в горбатого и злобного бюрократа. Правильный документооборот позволяет вовремя запускать кампании, управлять работой с контрагентами, осваивать вовремя бюджет.
- Дружить со службой продаж. Люди, отвечающие за продажи, являются внутренним клиентом специалиста. Они — основной источник рыночной информации. За чашкой чая любой продавец расскажет про клиентов компании больше, чем любая СRM-система. При оценке работы специалиста по маркетингу и рекламе мнение службы продаж будет иметь решающее значение.
- Вдохновлять коллег. Если руководитель службы продаж ведет своих «бойцов на завоевание» сегмента рынка, директор рулит из «штаба», то специалист по маркетинговым коммуникациям должен быть знаменосцем команды. В российских компаниях часто эту роль на себя примеривают специалисты по персоналу, а маркетологи превращаются в «тыловых крыс». Положительные эмоции спутник хороших продаж.
- Убеждать руководителя. Готовить решения на основе информации с рынка должен именно специалист по маркетингу и рекламе. Однако специалисты по продажам ближе к клиентам, рынку в целом, у них больше информации. Часто позиции маркетолога и продавца не совпадают, убедить руководителя, что твое решение по изменениям в продукте, в ценах, в коммуникации более верное маркетингу сложнее, чем продажам.
Умения приходят с опытом, а уходят с рутиной и шаблонным подходом. Здесь нужно вспомнить о специфике профессии, в которой есть больше свободы для практики, самореализации. Свобода действий дает шанс самому организовать свою работу, найти новые инструменты как создать рабочую атмосферу, написать самому себе «недолжностные инструкции».
Мунир Минибаев